- Профессиональное самосознание сотрудника
- Отражение, осознание, оценивание сотрудником самого себя как субъекта профессиональной деятельности и профессиональных отношений. Разновидность социально-специфического самосознания. ПС формируется на основе рефлексивных процессов самопознания, самоотношения, самооценивания и саморегулирования. Итоговым продуктом процессов ПС является профессиональная Я-концепция, в структуре которой выделяются: 1) профессиональный Я-образ - система представлений сотрудника о себе как субъекте профессиональной деятельности, носителе профессиональных ролей, обладателе профессионально значимыми качеств, свойств, способностей, знаний, навыков и умений; 2) профессиональная самооценка - отношение сотрудника к себе как субъекту профессиональной деятельности, своей ценности, значимости, оценка себя как профессионала. Содержательная сторона профессионального самосознания раскрывается в осознании сотрудником профессиональных мотивов, целей, задач, условий осуществления профессиональной деятельности, существенных связей и отношений, складывающихся в ходе своей профессиональной деятельности, в принятии профессиональных требований и ценностей, следовании профессиональным эталонам, нормам, традициям.
ПС формируется под воздействием профессиональной среды и активного участия сотрудника в профессиональной деятельности. Детерминантой развития ПС является межличностное взаимодействие сотрудника с другими людьми в процессе профессиональной деятельности и общения. Основными механизмами формирования ПС считаются: идентификация, социальное сравнение, межролевой и внутриролевой конфликты, когнитивный диссонанс. Факторами, способствующими развитию ПС выступают: 1) профессиональная деятельность, в процессе которой проявляются и развиваются профессионально важные качества, становящиеся объектом рефлексии; 2) общение с представителями своей профессиональной общности, при котором происходит усвоение сотрудником профессиональных эталонов, ценностей, традиций и т.д.; 3) направленность сотрудника на самопознание, саморазвитие, профессиональное самосовершенствование; 4) способность сотрудника к рефлексии.
Для психодиагностики ПС применяются: стандартизированные самоотчеты (тест-опростники, списки дескрипторов, шкальные техники), свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники и специально разработанные анкеты. Наиболее часто применяются: контрольный список прилагательных Г. Гоха, методика Р. Бернса “Автопортрет”, методика М. Куна “Кто Я?”, автобиографический рассказ, Q-классификация В. Стефенсона, опросник самоотношения В.В. Столина, 16-ти факторный опросник Кеттела, шкала локуса контроля Дж. Роттера, шкала самоуважения М.Розенберга, семантический дифференциал Ч.Осгуда, тест ролевых конструктов Г. Келли, модификации метода “незаконченные предложения”, адаптированные варианты методики К. Маховера “Рисунок человека” и ТАТ Г. Мюррея.
(Ф.К. Свободный)
Литература: Залесская С.Н. Соотношение представлений о профессионально-важных качествах и особенностях самооценки сотрудников милиции / Автореф. дисс. …. канд. психол. наук. - Тверь, 1999; Прикладная юридическая психология…. С. 163-164.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.